Неточные совпадения
Она ударила хлыстом свою лошадь и пустилась во весь
дух по узкой, опасной дороге; это произошло так скоро, что я едва мог ее догнать, и то, когда уж она присоединилась к остальному
обществу.
После шампанского раскупорили венгерское, которое придало еще более
духу и развеселило
общество.
— «…Иуда, удавивший в
духе своем все святое, нравственно чистое и нравственно благородное, повесивший себя, как самоубийца лютый, на сухой ветке возгордившегося ума и развращенного таланта, нравственно сгнивший до мозга костей и своим возмутительным нравственно-религиозным злосмрадием заражающий всю жизненную атмосферу нашего интеллигентного
общества!
— Печально, когда человек сосредоточивается на плотском своем существе и на разуме, отметая или угнетая
дух свой, начало вселенское. Аристотель в «Политике» сказал, что человек вне
общества — или бог или зверь. Богоподобных людей — не встречала, а зверье среди них — мелкие грызуны или же барсуки, которые защищают вонью жизнь свою и нору.
— Я много читаю, — ответила она и широко улыбнулась, янтарные зрачки разгорелись ярче — Но я с Аристотелем, так же как и с Марксом, — не согласна: давления
общества на разум и бытия на сознание — не отрицаю, но
дух мой — не ограничен,
дух — сила не земная, а — космическая, скажем.
Обеды Н. Н. Муравьева прекрасные,
общество избранное и веселое, вино, до которого, впрочем, мне никакого дела нет, отличное, сигары — из первых рук — манильские, и состояние
духа у всех приятное.
Дядюшка Оскар Филипыч принадлежал к тому типу молодящихся старичков, которые постоянно улыбаются самым сладким образом, ходят маленькими шажками, в качестве старых холостяков любят дамское
общество и непременно имеют какую-нибудь странность: один боится мышей, другой не выносит каких-нибудь
духов, третий целую жизнь подбирает коллекцию тросточек разных исторических эпох и т. д.
Было у него еще одно развлечение, в которое он втянулся незаметно, мало-помалу, — это по вечерам вынимать из карманов бумажки, добытые практикой, и, случалось, бумажек — желтых и зеленых, от которых пахло
духами, и уксусом, и ладаном, и ворванью, — было понапихано во все карманы рублей на семьдесят; и когда собиралось несколько сот, он отвозил в
Общество взаимного кредита и клал там на текущий счет.
Глубина проблемы в том, что
дух не может зависеть от природы и
общества и определяться ими.
В действительности неотъемлемые права человека, устанавливающие границы власти
общества над человеком, определяются не природой, а
духом.
Наша православная идеология самодержавия — такое же явление безгосударственного
духа, отказ народа и
общества создавать государственную жизнь.
В общественной жизни все ведь — в силе, в энергии
духа, в характере людей и
обществ, в их воле, в их творческой мысли, а не в отвлеченных принципах, формулах и словах, которым грош цена.
Верно же понятый дуализм царства Кесаря и царства Божьего,
духа и природы,
духа и организованного в государство
общества, может обосновать свободу.
Никакой сферы свободы от государства и
общества, свободы
духа не могло быть.
Гегель совершенно абсолютизировал государство, как воплощение
духа, а это повлияло на абсолютизацию
общества в марксизме.
Борьба против буржуазного
общества и буржуазного
духа, с которым социализм и коммунизм недостаточно борются, совсем не отрицает заслуг буржуазного и гуманистического периода истории, утверждения свободы мысли и науки, уничтожения пыток и жестоких наказаний, признания большей человечности.
Я утверждаю примат
духа и над природой, и над
обществом и цивилизацией.
Я никогда не говорил о восстании «природы», восстании инстинктов против норм и законов разума и
общества, я говорил о восстании
духа.
Я сторонник социализма, но мой социализм персоналистический, не авторитарный, не допускающий примата
общества над личностью, исходящей от духовной ценности каждого человека, потому что он свободный
дух, личность, образ Божий.
Но сейчас я остро сознаю, что, в сущности, сочувствую всем великим бунтам истории — бунту Лютера, бунту разума просвещения против авторитета, бунту «природы» у Руссо, бунту французской революции, бунту идеализма против власти объекта, бунту Маркса против капитализма, бунту Белинского против мирового
духа и мировой гармонии, анархическому бунту Бакунина, бунту Л. Толстого против истории и цивилизации, бунту Ницше против разума и морали, бунту Ибсена против
общества, и самое христианство я понимаю как бунт против мира и его закона.
Есть два понимания
общества: или
общество понимается как природа, или
общество понимается как
дух.
Если
общество есть
дух, то утверждается высшая ценность человека, права человека, свобода, равенство и братство.
Для Нового Иерусалима необходима коммюнотарность, братство людей, и для этого необходимо еще пережить эпоху
Духа Св., в которой будет новое откровение об
обществе.
Леон Блуа, редкий во Франции писатель апокалиптического
духа, был враждебен буржуазному
обществу и буржуазной цивилизации, его не любили и мало ценили [См. изумительную книгу Л. Блуа «Exegese des lieux communs».
Зачем заботиться о приобретении познаний, когда наша жизнь и
общество в противоборстве со всеми великими идеями и истинами, когда всякое покушение осуществить какую-нибудь мысль о справедливости, о добре, о пользе общей клеймится и преследуется, как преступление?» «Везде насилия и насилия, стеснения и ограничения, — нигде простора бедному русскому
духу.
Утверждение свободы внутренней, свободы
духа, свободы во Христе не может не вести к творческому перерождению всего
общества и всей природы, к творчеству истории как пути к спасению и избавлению от зла и страданий.
Посылает он за моими сочленами, увещевает их, представляет гнусность таких мнений, что они оскорбительны для дворянского
общества, что оскорбительны для верховной власти, нарушая ее законоположения; обещает награждение исполняющим закон, претя мщением не повинующимся оному; и скоро сих слабых судей, не имеющих ни правил в размышлениях, ни крепости
духа, преклоняет на прежние их мнения.
Вошед в свет, узнаете скоро, что в
обществе существует обычай посещать в праздничные дни по утрам знатных особ; обычай скаредный, ничего не значащий, показующий в посетителях
дух робости, а в посещаемом
дух надменности и слабый рассудок.
В последние два года, когда они перенесли свои силы и раздражение на
общество и в его симпатиях и антипатиях открыли своего настоящего, давно искомого врага,
дух противоречия
обществу во всем сделался главным направлением этих сил.
То Арапов ругает на чем свет стоит все существующее, но ругает не так, как ругал иногда Зарницын, по-фатски, и не так, как ругал сам Розанов, с сознанием какой-то неотразимой необходимости оставаться весь век в пассивной роли, — Арапов ругался яростно, с пеною у рта, с сжатыми кулаками и с искрами неумолимой мести в глазах, наливавшихся кровью; то он ходит по целым дням, понурив голову, и только по временам у него вырываются бессвязные, но грозные слова, за которыми слышатся таинственные планы мировых переворотов; то он начнет расспрашивать Розанова о провинции, о
духе народа, о настроении высшего
общества, и расспрашивает придирчиво, до мельчайших подробностей, внимательно вслушиваясь в каждое слово и стараясь всему придать смысл и значение.
Он именно настаивал на том, что весь этот
дух реформ и исправлений слишком скоро принесет известные плоды; что, увидя эти плоды, возьмутся за ум и что не только в
обществе (разумеется, в известной его части) пройдет этот новый
дух, но увидят по опыту ошибку и тогда с удвоенной энергией начнут поддерживать старое.
Одним словом, ежели
общество еще не совсем упало
духом, то благодаря только тому, что ему известно было, что на страже этого кавардака стоит человек, который в обиду не выдаст.
И в непродолжительном времени, выпив еще 3 рюмки водки и несколько стаканов портера, он был уже совершенно в
духе всего
общества, т. е. в тумане и забвении действительности и проигрывал последние 3 рубля.
Как жалок, напротив, кто не умеет и боится быть с собою, кто бежит от самого себя и всюду ищет
общества, чуждого ума и
духа…» Подумаешь, мыслитель какой-нибудь открывает новые законы строения мира или бытия человеческого, а то просто влюбленный!
Бодрый и победоносный вид Варвары Петровны, презрительное равнодушие, с которым она выслушала о мнениях наших дам и о волнении
общества, воскресили упавший
дух робевшего Степана Трофимовича и мигом развеселили его.
— Господа, я вижу, что почти все решают в
духе прокламаций, — проговорил он, озирая
общество.
— Символы наши суть: молоток, изображающий власть, каковую имеет убеждение над человеческим
духом; угломер — символ справедливости, поэтому он же и символ нравственности, влекущий человека к деланию добра; наконец, циркуль — символ круга, образуемого человеческим
обществом вообще и союзом франкмасонов в частности.
Горизонт мой незаметно расширился, я воспрянул
духом, спал с тела и не только не дичился
общества, но искал его.
Я ему поставил вопрос, что все же, мол… мелко ли это или не мелко, то что я указываю, но все это знамения царящего в
обществе духа.
«Но, — скажут на это, — всегда во всех
обществах большинство людей: все дети, все поглощаемые трудом детоношения, рождения и кормления женщины, все огромные массы рабочего народа, поставленные в необходимость напряженной и неустанной физической работы, все от природы слабые
духом, все люди ненормальные, с ослабленной духовной деятельностью вследствие отравления никотином, алкоголем и опиумом или других причин, — все эти люди всегда находятся в том положении, что, не имея возможности мыслить самостоятельно, подчиняются или тем людям, которые стоят на более высокой степени разумного сознания, или преданиям семейным или государственным, тому, что называется общественным мнением, и в этом подчинении нет ничего неестественного и противоречивого».
— Мне очень жаль, что я не могу… извините… Я уже сказал, что очень редко был в
обществе, и совершенно не знаю генерала Половицына; даже не слыхивал, — отвечал я с нетерпением, внезапно сменив мою любезность на чрезвычайно досадливое и раздраженное состояние
духа.
Рюмка, выпитая перед обедом, помогает пищеварению; точно так же рюмка и даже две, выпитые в
обществе хороших знакомых, ободряют
дух человека, делают его наклонным к дружеству и к веселому излиянию чувств.
«Неоднократно замечено было мною, — писал он в этом циркуляре, — что в нашем
обществе совершенно отсутствует тот
дух инициативы, с помощью которого великие народы совершают великие дела.
Не только в веселом
обществе, но даже наедине, если был в хорошем расположении
духа, Степан Михайлыч охотно беседовал с Афросиньей Андревной, которая целые часы с жаром рассказывала историю десятилетнего своего пребывания в Петербурге, всю составленную в том же
духе, как и приведенный мною маленький образчик.
Какое неприятное чувство во мне поселяет необходимость повиноваться вам, вы сами можете судить, а потому, чтобы не подвергать себя другой раз подобной неприятности, я прошу и меня также уволить от должности: трудиться в таком
духе для
общества, в каком вы желаете, я не могу.
Марья Александровна, для большего эффекта, остановилась перевести
дух и оглядела все
общество. Все гостьи с алчным и беспокойным любопытством вслушивались в слова ее. Мозгляков вздрогнул; Зина покраснела и привстала с кресел; Афанасий Матвеич в ожидании чего-то необыкновенного на всякий случай высморкался.
— Это речь врагов моих, — ответил он, наконец, благоразумно сдерживая себя, трепещущим голосом. В то же самое время герой наш с беспокойством оглянулся на дверь. Дело в том, что господин Голядкин-младший был, по-видимому, в превосходном расположении
духа и в готовности пуститься на разные шуточки, не позволительные в общественном месте и, вообще говоря, не допускаемые законами света, и преимущественно в
обществе высокого тона.
Из различных путей, которыми русские образованные люди подобного настроения в то время стремились к достижению христианского идеала, наибольшим вниманием и предпочтением пользовались библейский пиетизм и тяготение к католичеству, но Брянчанинов и Чихачев не пошли вослед ни за одним из этих направлений, а избрали третье, которое тогда только обозначалось и потом довольно долго держалось в
обществе: это было православие в
духе митрополита Михаила.
«Оно есть не что иное как спокойствие
духа, происходящее от безопасности, и право делать все дозволяемое законами (38,39); а законы не должны запрещать ничего, кроме вредного для
общества; они должны быть столь изящны, столь ясны, чтобы всякий мог чувствовать их необходимость для всех граждан; и в сем-то единственно состоит возможное равенство гражданское! (34) Законодатель сообразуется с
духом народа; мы всего лучше делаем то, что делаем свободно и следуя природной нашей склонности.
Но как только берется он за перо, чтобы поведать
обществу результаты своих дум и опытов,
дух родины начинает невидимо носиться над ним, сердце его невольно смягчается, и он ограничивается пустячками, как бы опасаясь тревожить раны более глубокие, которых боль должна же отозваться на нем самом.